Зачем подковывают лошадей и как правильно это сделать

Зачем подковывают лошадей

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Подкова на лошади

Видео

Предназначение подков

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой лег

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта

Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Подковы необходимы лошадям

Подковы необходимы лошадям

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.
Ковочные инструменты

Ковочные инструменты

Набор инструментов для ковки

Набор инструментов для ковки

Ящик с инструментами

Ящик с инструментами

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Ухнали для ковки

Ухнали для ковки

Пошаговая инструкция

Процесс ковки предполагает целый ряд нюансов. Многое здесь зависит от лошади. Так, например, чрезмерно активных или пугливых скакунов подковывают в течение нескольких дней. В первый просто постукивают по копыту палкой. На второй приставляют подкову и легонько ударяют молотком. Еще через день подковывают одно копыто и уже потом все остальные.

Сам процесс подковки проходит в такие этапы:

  1. Исполнитель поднимает ногу скакуна и аккуратно вычищает с подошвы грязь и мусор крючком.
  2. При помощи клещей снимают старую подкову.
  3. Крючком и ножом вычищают остатки грязи и срезают лишнюю роговую ткань.
  4. При помощи рашпиля всю поверхность копыта выравнивают до плоского состояния.
  5. Таким же образом чистят и обтачивают все остальные копыта.
  6. Новую подкову примеряют к зачищенному участку подошвы. Если она немного не подходит, ее подправляют на наковальне.
  7. Повторно прилаживают подкову к копыту. Если она ложится как нужно, начинают вбивать ухнали. Делают это поочередно с каждой стороны подковы.
  8. Концы ухналей с наружной части загибают, чтобы они не мешали.
  9. При помощи обсечки срезают торчащие окончания гвоздей, предварительно поставив копыто животного на специальную подставку.
  10. В заключение рашпилем подпиливают стенки копыта, чтобы они сошлись с размерами подковы.

Строение копыта лошади

Без знания строения копыта правильно подковать лошадь не представляется возможным. Более того, такая попытка может только дополнительно повредить «башмак» животного, что на некоторое время выведет коня из строя.

Копыто скакуна состоит из внешней и внутренней частей. Внешняя включает в себя такие элементы:

  1. Подошва. Представляет собой плоское образование из ороговевшей ткани. Отвечает за защиту внутренней части копыта от повреждений.
  2. Стенка. Расположена вокруг роговой капсулы и защищает мясную часть от боковых повреждений. Также предполагает собой слой роговой ткани.
  3. Стрелка. Состоит из той же ткани, что и подошва, но более эластичной. Она дополняет защиту копыта. Кроме того, снижает импульс от ударов копыта о землю.
  4. Кайма. Представляет собой кожный слой, который играет роль перехода между копытом и ногой.

Внутренняя часть предполагает такие составляющие:

  1. Чувствительная подошва.
  2. Мясной венчик.
  3. Крыловидные хрящи.
  4. Чувствительная стрелка.
  5. Венечное кольцо.

Роль мясной части копыта заключается в питании ороговевших тканей внешней части. Стоит отметить, что нервные окончания проходят именно во внутренней части роговой капсулы, а во внешней их нет.

Этапы процесса

Ковка лошадей – процесс достаточно сложный, и он состоит из нескольких этапов, которые включают в себя:

  1. Выбор подков.
  2. Подготовка инструментов.
  3. Осмотр животного.
  4. Удаление старых подков.
  5. Расчистка копыт.
  6. Снятие точных мерок для изготовления новых подков.
  7. Пригонка.
  8. Крепление.
  9. Окончательный осмотр.

Первый этап подразумевает выбор «обуви» для лошади, идеально подходящей под ее размеры, породу и то, для чего она используется. Разумеется, делать это должен только опытный коваль – только тогда результат будет таким, каким его ожидают.

На втором этапе необходимо подготовить все инструменты, которые потребуются в процессе работы. Коваль, или кузнец, должен располагать следующим перечнем инструментов:

  • ухнали – гвозди, с помощью которых осуществляется крепление;
  • специальные клещи;
  • обсечка;
  • рашпиль;
  • специальный молоток;
  • нож для расчистки;
  • лапа;
  • шиповой ключ.

Разумеется, помимо этого необходим специальный станок. С его помощью коня можно зафиксировать в нужном положении. При этом выделяют станки двух видов: высокие и низкие. Первые позволяют слегка приподнять животное над землей, а вторые – более устойчивы и не пугают коней, когда их подковывают.

Затем удаляют старую «обувь». При этом старая лошадиная подкова должна быть тщательно осмотрена – это позволит удостовериться, что тактика ковки и сами подковы выбраны правильно. Если дефект будет повторяться вновь и вновь, то конь может захромать.

Затем следует произвести подгонку. Она может быть Далее проводят расчистку, то есть удаление мертвого рога. Его очень легко распознать – у него беловато-серый цвет, на нем много трещин, и он легко начинает крошиться, когда его обрезают. Этот отслаивающийся рог необходимо удалить полностью с помощью ножа, а затем – подпилить рашпилем подошву. Только после этого можно переходить к снятию мерок, которые необходимы для изготовления новых подков, если речь идет о ручном изготовлении, либо для покупки фабричных нужного размера.

Затем следует произвести подгонку. Она может быть двух видов:

  • Холодная. Холодная подгонка удобнее, поскольку не вызывает у животного волнения, а также не высушивает поверхность копыта.
  • Горячая. Горячая подгонка является более точной и, поэтому, применяется намного чаще.

По окончанию этих процедур необходимо осмотреть жиКогда подгонка успешно выполнена, можно переходить к прикреплению подковы. Для этого используют ухнали – специальные гвозди, которые надежно держат «обувь» на ноге коня. Ковка лошадей подразумевает закрепление подковы на копыте с помощью шести ухналей. Когда все ухнали на месте, их концы кузнец откусывает с помощью специальных клещей.

По окончанию этих процедур необходимо осмотреть животное. Для этого его проводят как рысью, так и шагом. Не должно быть никакой хромоты или стесненности движений. Если обнаружено, что ковка лошадей выполнена неправильно, дефект необходимо устранить немедленно, пока он не привел к неприятным последствиям.

Зачем ковать и стоит ли это делать? Сегодня конники и владельцы лошадей не задаются таким вопросом, потому что знают – только так можно поддерживать здоровье ног и копыт лошади.

Срок перековки

Но нужно помнить не только о том, когда и как подковать лошадь, но и о сроках перековки. Определяя эти сроки, необходимо учитывать характер грунта, по которому чаще всего передвигается конь, а также скорость, с которой у него отрастает копытная стенка, что является индивидуальным показателем.

Только опытный кузнец сможет определить сроки, подКак правило, перековка необходима ежемесячно, но в некоторых случаях допустимо перековывать каждые 45 дней.

Только опытный кузнец сможет определить сроки, подходящие конкретному животному. Поэтому нужно выбрать того специалиста, которому можно доверить здоровье питомца.

Ковка сегодня – это не роскошь, а та необходимость, с которой сталкиваются все владельцы лошадей.

Как часто происходит замена

Новые подковы для лошадей требуются примерно каждые 45 дней. Этот порядок пришел еще из российской кавалерии. Хотя тогда у коней в стойлах был пол из глины, засыпанный опилками. Сегодня чаще встречается асфальтное покрытие. Кавалерийские лошади скакали чаще по траве, земле, а не по песку в манеже или каменному покрытию мостовой.

Срок замены — примерный. Учитывают и индивидуальные особенности. У разных особей в одинаковых условиях роговина растет с неодинаковой скоростью. Кому-то меняют подковы каждый месяц, другие нормально ходят и два.

Многое зависит от питания, нагрузок. Движение и правильный рацион помогают правильному обмену веществ. Перекорм, например, овсом, тоже вредит состоянию копыт.

Ковка лошади — процедура, требующая мастерства и определенных знаний. Немногие делают работу правильно, что грозит серьезными последствиями. Лучше посоветоваться с ветеринаром и доверить это дело хорошему кузнецу.

Виды подков

Все многообразие подков объединяется в три вида — спортивные, стандартные и ортопедические. Каждая группа включает различные модификации, предназначенные для определенных целей.

Спортивный тип подков применяется для лошадей, принимающих участие в конкурсах, скачках и многоборье. Изготавливаются такие модели из пружинной стали, алюминия и сплавов, имеющих высокую прочность и малый вес. Вид соревнований определяет вес и форму подков, которые будут установлены на скакуна. В скачках обычно применяют модели весом до 120 г, а для многоборья подходят изделия с массой 180—200 г, бортиком и утолщениями в нижней части.

Стандартным типом подковываются рабочие лошади. Вес моделей составляет 200—720 г и зависит от размера. В комплекте идут съемные шипы — закругленные, небольшого размера для лета и длинные и острые для зимнего периода. Подковы могут изготавливаться в заводских условиях или коваться в частном порядке кузнецами.

Ортопедическая группа изготавливается из пластика, стали и алюминия, имеет различные конструкции. Форма изделия зависит от типа травмы и состояния копыта, поэтому каждый набор подков подбирается в индивидуальном порядке. Эти приспособления помогают облегчить боль при движении, ускорить заживление и выровнять ход.

Внешне ортопедические изделия похожи на сандалии с пружинными креплениями и ремешками, выполненными из пластика. Отсутствие гвоздей в креплении позволяет быстро и легко заменить защитные приспособления. Стоят такие модели довольно дорого и не каждый заводчик лошадей может себе их позволить. Более дешевые варианты, которые также создаются из пластика, крепятся при помощи небольших гвоздей или клея и имеют стандартный для подковы вид.

Процесс ковки

Для каждой лошади изготавливаются индивидуальные подковы по меркам либо подбираются из стандартных

Для изготовления подковы важно снять три размера:

  • расстояние от середины зацепной стенки до пяточного угла;
  • расстояние в самой широкой части – центр на грудных и задняя треть на тазовых;
  • ширина в пяточных углах.

Точнее результаты получаются с использованием подометра – металлического круга с вырезанными хордами шириной в 1 см и таким же пропуском между ними. Изготовленную подкову пригоняют, чтобы она соответствовала анатомическим особенностям копыта лошади. В первую очередь добиваются идеального соприкосновения подошвы и подковы. Отверстия для гвоздей должны быть размещены напротив белой линии. Правильная подкова несколько выступает за копытную стенку – на 5 мм в зацепе, до 15 мм в пяточных углах.

Особенности подковывания:

  • для рабочих лошадей используют прочные подковы с широкой наружной ветвью, отставленной в сторону;
  • спортивных лошадей перековывают каждые 4 недели на легкие подковы;
  • для рысаков используют подковы с удлиненными зацепами, что делает ход уверенным.

Подкову размещают на копыте так, чтобы гвоздевые отверстия были напротив белой линии. Первым вставляют гвоздь в зацепной стенке с медиальной стороны. Наконечник гвоздя имеет скос, который должен смотреть внутрь – это обеспечивает выход гвоздя наружу

Первые удары молоточком делаются осторожно, чтобы убедиться в правильности направления, а затем уверенно забивают

Важно контролировать характер введения и звук – если гвоздь идет легко с тупым звуком, то он находится в мягком роге и при забивании глубже, чем на 1,5 см следует извлечь гвоздь

Когда острие гвоздя выходит из роговой стенки необходимо подставить клещи и загнуть наклепку. Забив пару гвоздей в зацеп, рекомендуется опустить копыто и посмотреть положение подковы в нормальном положении, при необходимости можно подправить небольшое искривление ударами молотка по подкове. Теперь необходимо забить оставшиеся гвозди, а после пройтись по всем головкам и прижать подкову.

Чтобы окончательно присоединить подкову, необходимо поставить копыто на колено, а щипцами подтянуть гвозди. После откусывают выступающие концы с таким расчетом, чтобы остался небольшой кусочек (3-5 мм), называемый барашком. Под каждым из них рашпилем или секачом делают ложбинку в роговой стенке и загибают гвозди. Для того чтобы загнуть барашки не следует по ним бить – необходимо в них упереться клещами, а удары наносить по головкам в подкове.

Обрезка подошвы

Роговая часть копыта у лошадей быстро отрастает (примерно как ногти у людей). Причем иногда не слишком равномерно. Поэтому перед креплением подковы подошву следует выровнять. Помимо всего прочего, эта процедура в отдельных случаях позволяет подкорректировать неправильную постановку ног животного. Подкованная лошадь, имеющая подобный дефект, может использоваться в работе интенсивнее. Производят обрезку копыт с использованием рашпиля по направлению от пяточных частей. При этом удаляют только потрескавшийся мертвый рог (оставляя его тонкий слой). Выполнять обрезку следует максимально аккуратно. Если с копыта будет снят слишком тонкий слой, в последующем рог может обломиться. Если же кузнец, наоборот, «перестарается», лошадь при использовании в работе может травмироваться.

Как появились подковы?

Люди не сразу изобрели подкову в том виде, к которому мы привыкли. Изначально на копытах лошадей носили подобие деревянного башмака. Внешний вид был обтянут кожей и закреплен веревками или ремнями. Римская империя пошла дальше. Они изобрели металлические пластины, которые ремнями крепились к ногам лошади. Так что копыта лошади остались нетронутыми, но ремни натирали мозоли постоянным движением. И тогда люди решили рискнуть и вбить гвоздь в копыто лошади. Произошло это в первом тысячелетии до нашей эры. Судя по тому, что подковы используются до сих пор, эксперимент удался.

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Подковы для лошадиных копыт

Когда можно не подковывать

«Обувать» лошадь не всегда обязательно. Это зависит от условий работы — интенсивности, грузов, жесткости грунта. Когда копыта в хорошем состоянии, и бегает лошадь по мягкой земле, от процедуры желательно воздержаться. Раньше так и делали:

  • В VIII–IX веке в Италии и Франции ковали только лошадей, которые скакали по твердым городским дорогам.
  • На юге Российской империи рабочих коней «обували» на зиму и в распутицу. Это защищало от гололеда и размытых, скользких грунтовых дорог. Летом подковы не использовали.
  • В Монголии когда-то не водили коней к кузнецам. Местная порода отличается на редкость прочными копытами. Плюс заботились о животных мало. Хотя пастухи в других странах, например, у нас, тоже не ковали своих лошадей.

Сегодня работают те же принципы. Но иногда без ковки нельзя. Например, в спорте конь весом около 500 кг с всадником преодолевает препятствие в 1,5 м высотой. При приземлении ноги бьются о грунт с силой в десятки тонн на 1 м².

Если лошадь не подковывают, это не значит, что конечностям не требуется уход. Их все равно регулярно чистят, копыта подпиливают.

Подковы Вермахта для упряжных повозочных лошадей

Кузнец шлифует и выпрямляет копыто с помощью рашпиля, где он прибивает подкову, края копыта и особенно кончик.

Задние лапы обрезаны одинаково, хотя форма задней

Задние лапы обрезаны одинаково, хотя форма задней лапы немного отличается от передней.

Намного красивее, чем раньше!

Намного красивее, чем раньше!

Гвозди: новые и старые. Гвозди используются только

Гвозди: новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно их закрепить нельзя.

Наковальня.

Наковальня.

Ящик для инструментов, который не помещался в карм

Ящик для инструментов, который не помещался в карманах его кожаных брюк-фартуков.

А вот и карманы. У порядочного кузнеца есть отдель

А вот и карманы. У порядочного кузнеца есть отдельный нож для правой и левой руки.

Сборка стандартной подковы.

Сборка стандартной подковы.

Кузнец знает размер копыт каждой лошади, которые о

Кузнец знает размер копыт каждой лошади, которые он выковывает не в первый раз, но все же каждую подкову необходимо вручную подогнать под форму копыта.

Гвозди прибивают так: первый у кончика (передней ч

Гвозди прибивают так: первый у кончика (передней части копыта), второй — с другой стороны, потом снова у первого, потом снова у второго.

Страшный вид: из копыта торчат когти. Но это не бо

Страшный вид: из копыта торчат когти. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так выставлено, что нет боли — хотя копыто в этом месте живое, оно не ощущается, как будто кусочек гвоздя протыкается в том месте, где он не прикреплен к наконечнику.

Снаружи ногти загнуты.

Снаружи ногти загнуты.

Пока такова точка зрения.

Пока такова точка зрения.

Кончик подковы крепится к копыту молотком. Такой л

Кончик подковы крепится к копыту молотком. Такой лепесток есть не у всех подков. На подковах для задних ног есть два таких лепестка — по одному с каждой стороны от копыта.

Основная часть ковки сделана.

Основная часть ковки сделана.

Теперь используется специальный подступенок, своег

Теперь используется специальный подступенок, своего рода большая железная булавка, на которую кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги шпилька располагается перед промежностью, а для задней ноги — немного сбоку от живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этой булавке, некоторые с удовольствием в это время грызут или вылизывают потную одежду кузнеца или вылизывают им волосы.

Концы ногтей удаляются специальным инструментом.

Концы ногтей удаляются специальным инструментом.

Теперь они не выступают, их «раздавили» у основани

Теперь они не выступают, их «раздавили» у основания специальными полукруглыми «пассатижами.

Рашпиль используется для сравнения краев копыта и

Рашпиль используется для сравнения краев копыта и подковы.

У современного кузнеца есть небольшая мобильная ку

У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с множеством инструментов. А в аптечке есть легкий препарат для особо жестоких, кто боится, не любит или не может стоять на месте во время ковки.

Подковы необходимы полицейским патрульным лошадям

Подковы необходимы полицейским патрульным лошадям с шипами. Кузнец проделывает в подкове отверстия для шипов.

И нитки в дырочки.

И нитки в дырочки.

Затем вверните пробки.

Затем вверните пробки.

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по кам

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

Осталось только прибить его к лошади. Также вам пр

Осталось только прибить его к лошади. Также вам придется ковать на всех четырех ногах.

А это подкова для лошади, которая предохраняла его

А это подкова для лошади, которая предохраняла его от обострений после старых травм, не давала сдвинуться с места «сколам», маленькому кусочку кости, сломанному после травмы. Есть готовые ортопедические подковы, но их изготовил сам кузнец, приварив часть одной подковы к другой.

Государственный стандарт на «Подковы» (ГОСТ 54 / 0

Государственный стандарт на «Подковы» (ГОСТ 54 / 08-77) — это документ, определяющий качество, размер, правила приема и упаковки подков. Стандартные подковы изготавливаются из стали определенной марки, профиля и качества. Качество этой стали позволяет изменять контур подковы без ее предварительного нагрева, т.е производить холодную адаптацию подковы.

В готовом виде подкова представляет собой изогнутую пластину по форме подошвенного края роговой капсулы копыта. На подкове различают: 1) две ветви — внешняя и внутренняя 2) две поверхности — верхняя и нижняя 3) две кромки (боковые поверхности) — внешняя и внутренняя 4) след от ногтей, 5) отверстия для ногтей 6) отворот.

Кроме того, подкова делится на части, соответствующие разделению стены: 1) перед, или крючок 2) side (сторона 3) спинка или пятка.

Верхняя поверхность подковы состоит из двух частей: внешней и внутренней. Чуть более крупная внешняя часть поддерживает подошвенный край роговой стенки, белую линию и край подошвы стопы. Эта поверхность должна быть идеально ровной и ровной; ветви подковы должны лежать в одной плоскости.Неровности и скосы верхней поверхности наружу или внутрь вызывают медленную адаптацию подковы и неравномерное распределение веса тела на копыте.

Внутренняя часть верхней поверхности постепенно сг

Внутренняя часть верхней поверхности постепенно сглаживается к внутреннему краю подковы и называется витком. Глубина витка со стороны внутреннего края должна составлять 1/3 толщины подковы и заканчиваться на расстоянии 30-40 мм от концов ветвей. В настоящее время подковы изготавливаются без катушки, с плоской горизонтальной верхней поверхностью

Низ подковы горизонтальный. По внешнему краю имеется выемка — след гвоздей: сбоку от этой поверхности подкова стирается, особенно в ее крючковой части.

Иногда на нижней поверхности подковы делают скос по направлению к ее внутреннему краю (встречный валок). Наличие встречного ветра помогает отбрасывать мелкие камни, предотвращает прилипание грязи и мокрого снега к подошвенной поверхности копыта, обеспечивает большую прочность конечностей и в некоторой степени защищает лошадей от ударов молота.

Края (боковые поверхности) подковы (особенно внешний со стороны соседней конечности) должны быть гладкими, однородными, без выступов во избежание травматических повреждений.

Подковообразная манжета представляет собой тонкую полукруглую пластину высотой 1,5 см и шириной 2 см, натянутую перед внешним краем кончика подковы. Он каким-то образом защищает стенку зацепа от повреждений, облегчает надевание обуви и предотвращает ее движение назад при движении лошади.

Толщина подковообразных ветвей должна быть равна толщине роговой стенки. Ширина подковообразных ветвей должна соответствовать удвоенной ширине подошвенного края стенки роговицы вместе с белой линией.

След гвоздя прорывается по внешнему краю нижней поверхности подковы на 0,5-0,75 ее толщины; в нее помещаются шляпки подковообразных гвоздей, которые должны быть плотно заклинены. В связи с этим форма рейки должна точно соответствовать форме шляпки подковообразного гвоздя. В носочной и пяточной частях подковы подковообразные гвозди не забиваются, и в этих местах не остается следов.

Отверстия от гвоздей — важная часть подковы, поэтому особое внимание следует уделить их расположению, размеру и форме. Неправильно просверленные отверстия для ногтей могут привести к повреждению тканей, расположенных под капсулой роговицы во время ковки. Такое повреждение называется деформацией.

Передняя и задняя части стопы имеют разную форму и

Передняя и задняя части стопы имеют разную форму из-за разных контуров подошвенного края копыт. В переднем башмаке наиболее широкая часть закругления находится посередине ветвей, в заднем — на границе их средней и задней третей. Поскольку подошвенный край внешней половины копыта более округлый, а внутренний более прямой, внешний край подковы более округлый, чем внутренний. Последняя характеристика также определяет форму подковы для правого и левого копыт.

Но специальные подковы для правого и левого копыта фабрики не производят. Таким образом, в процессе подковки каждой подкове придается соответствующая форма.

По размеру копыт выпускают подковы 13 размеров: No. 0, нет. 00, нет. 1, вып. 2, вып. 3, вып. 4, вып. 5, вып. 6, вып. 7, вып. 8. На верхней поверхности подковы размещается номер подковы, знак, для которой она предназначена («П» — передняя, ​​«3» — задняя.

Для очень маленьких копыт выбираются подковы №0 и №00, для маленьких — №1 и №2, для средних — №2, №2,5, №3, для больших — остальные номера.

Процесс выполнения ковки

Куют лошадей раз в 1-2 месяца в зависимости от вида работы и нагрузки. Как и обувь для человека, подкова должна умело подбираться и крепиться. Но даже без металлической «обуви» лошадям делают «маникюр» каждые 4-5 недель. Сюда входит обязательная чистка копыта кузнецом, обрезка и подпиливание края.

Последовательность выполнения ковки:
  1. Подготовительный этап. Конь фиксируется на развязках за недоуздок, либо его удерживают руками возле кузнечного станка. Перед тем как подковать лошадь, копыта предварительно моются и расчищаются специальным крючком и жесткой щеткой.
  2. Снятие старой подковы (если есть). Кузнец вытаскивает гвозди, поддевая барашки щипцами. В работе используется специальная позиция — кузнец оседлывает ногу коня, зажимая ее коленями.
  3. Косметическая часть. Копытным ножом счищают и срезают наросший роговой слой подошвы. Работы выполняются аккуратно, чтобы не задеть чувствительную мягкую ткань. Затем клещами или кромкообрезными кусачками удаляется наросший слой с края копыта. Эта процедура напоминает обрезку ногтей. Завершающий этап — шлифовка копыта и выравнивание неровностей с помощью рашпиля.
  4. Примерка и подгонка. Чтобы подкова правильно села, ее нужно подогнать под копыто. Для этого используется холодный или горячий метод. Холодный — подкова прикладывается к подошве и затем без разогрева подгоняется кувалдой до нужной формы. Горячий метод — подкова раскаляется в специальной печи до +800…+1200°С, прикладывается к копыту. По следу на роговом слое происходит примерка: все выступающие части счищаются, подгоняется пластина.
  5. Крепление. Металлическую пластину кузнец крепит на гвозди для подковки лошадей. Под нее накладывается фальца или специальная прослойка (можно и без нее). Если необходимо, в специальные отверстия вкручиваются шипы.
  6. Завершающий этап. Края выступающих гвоздей с наружной стороны копыта подгибают вниз и обрезают щипцами. Рашпилем подпиливают верхний роговой слой и зазубрины. Копыто смазывается специальной пропиткой.

После ковки лошадь обязательно нужно поводить, чтобы проверить движения, не хромает ли и равномерно ли распределяется нагрузка на все 4 ноги. Важно помнить, что неправильная ковка или некачественно выполненная процедура может стать причиной разрушения и деформации копыта.

Теги