Содержание материала
Зарождение индустрии
Пионеры украинской тонкостенной керамики появились на Волыни в конце XVIII века. Это были польские предприниматели и помещики, оставшиеся в своих имениях после перехода области в 1793 году под юрисдикцию Российской империи. Первым приступил к изготовлению утончённой посуды по образцу Мейсена, амбициозный князь Юзеф Клемент Чарторыйский, владевший родовым замком в Корце. Именно здесь были обнаружены залежи каолиновой глины, которой дали самую высокую оценку вызванные из Саксонии эксперты.
При поддержке своего родственника – польского короля Станислава Августа, Чарторыйский основал фарфорово-фаянсовую мануфактуру, оборудованную по европейскому образцу. Непосредственно производством занимались братья Мезеры, изучавшие фарфоровое дело во Франции. Их считают родоначальниками украинской индустрии тонкостенной керамики. Французские инженеры смогли адаптировать местные глины и разработать уникальный рецепт сырья, изделия из которого отличались прочностью, прозрачностью и белизной. Помимо мануфактуры в Корце, один из братьев – Михаил Мезер, в 1802 году основал альтернативное предприятие в Барановке.
В начале XIX века небольшие фарфоровые заводы открылись и в других местечках Волыни: Барашах, Белотине, Городнице, Каменном Броде. Их продукция отправлялась в Польшу – полностью готовой или в виде «белья» под роспись. Выпускалась, в основном, посуда европейского стиля, с ориентацией на Мейсен и венскую мануфактуру Аугартен. Каолины Полесья не уступали саксонским, а позаимствованные у западных мастеров приёмы декорирования и прогрессивнее оснащение производства, позволяли достигать высочайшего уровня мастерства. Однако об этом периоде фарфора Украины известно немного, сведения часто путанные и противоречивые. Сохранилась история только четырёх крупных заводов: Корецкого, Городницкого, Барановского и Белотинского (позднее переведенного в Полонное).
Видео
Ленинградский фарфоровый завод
Это старейшее и одно из самых крупных в России предприятий по производству фарфоровых изделий. Оно было основано еще в 1744 году. Сейчас завод носит название – Императорский (сокращенно – ИФЗ).
Фарфор ИФЗ экспонируется в ряде известных музеев мира (в частности, в лондонском, нью-йоркском, а также в Эрмитаже). Сегодня завод выпускает широчайший спектр разнообразной продукции. Это чайные сервизы, чашки и блюдца, статуэтки, различные предметы интерьера. Большой популярностью пользуется серия «Москва и Петербург в фарфоре», изображающая основные достопримечательности двух столиц страны на чашках, тарелках и сувенирных колокольчиках.
Клеймо фарфорового завода в советские времена имело предельно лаконичный вид: три переплетенных буквы «ЛФЗ». Сегодня на всех оттисках этого предприятия красуется двуглавый орел с датой основания завода и надписью Imperial Porcelain.
Фарфоро-фаянсовая промышленность и ее развитие в России
Фарфор – это достаточно прочный, устойчивый к термическим и химическим воздействиям материал, широко используемый в производстве посуды, предметов искусства и некоторых других изделий. Для его производства, как правило, используют четыре минеральных ресурса: это каолин, кварц, полевой шпат и пластичная глина.
Считается, что фарфор «изобрели» китайцы еще в VII веке. И они очень долго хранили в секрете рецепт его изготовления. Лишь в 1708 году европейцам удалось получить фарфор. Спустя несколько десятилетий технология его производства стала доступна и в России.
Первая в России порцеляновая мануфактура была открыта в Петербурге в 1744 году. Клеймо фарфорового завода в советское время было лаконично и узнаваемо. Оно состояло из трех фигурно переплетенных букв: «ЛФЗ» (Ленинградский фарфоровый завод). Этот завод работает и сегодня. Правда, теперь он гордо именуется Императорским, как и в дореволюционные времена.
Сегодня
Из 30 фарфоровых заводов Украины, после объявления страной независимости и вступления в ВТО, остался только один. Предприятие в Дружковке, Донецкой области, открытое в 1972 году, несмотря на экономические и политические перипетии, работает до сих пор. Остальные гиганты индустрии не смогли выдержать конкуренцию с низкокачественным и малоэстетичным, но дешёвым китайским фарфором. По мнению специалистов, керамическая отрасль, прославившая в середине XX века Украину далеко за пределами Советского Союза, сегодня не подлежит восстановлению.
Утеряна не только техническая, но и кадровая база. Остались лишь небольшие частные мастерские, которые в том числе занимаются и выпуском фальсификата. Будущее Дружковского завода представляется туманным. Из-за ограниченного ассортимента, он не может удовлетворить спрос торговых сетей, которые действуют не в интересах единственного национального производителя.
Наиболее известные клейма украинского фарфора
Мануфактура в Городнице была основана в 1799 году по инициативе князя Чарторыйского, чтобы отделить фаянсовое производство в Корце от фарфорового. В начале XX века завод арендовал львовский предприниматель Айзик Зуссман. При нём в ассортимент вошли фарфоровые статуэтки и головы кукол в стиле немецкого бидермейера. Малая пластика, прославившая Городницу, нередко выпускалась без клейма, но с порядковым номером, что следует учитывать при атрибуции.
Вторая старейшая мануфактура Украины – Барановская, открылась в 1802 году. Косвенно к её появлению тоже причастен князь Чарторыйский, пригласивший на Волынь основателя предприятия, Михаила Мезера. При УССР Барановский завод стал пионером инновационных технологий, одним из ведущих производителей. Разорился и был закрыт в 2012 году.
Довбышская фабрика работала с 1823 по 2017 годы. Особенно известна своими кобальтовыми сервизами.
Полонский завод организован предпринимателем Мойсеем Бричкиным в 1880-е годы. К 2000 году стал лидером керамической отрасли по объёму и качеству выпускаемой продукции. Вызывают коллекционный интерес статуэтки Полонного, большинство из которых выполнены в национальном стиле.
Основанный в 1919 году для поставок в Польшу фарфорового «белья», Коростенский завод в советское время приобрёл собственный неповторимый стиль и выпускал широкий ассортимент продукции – от статуэток до посуды. В 2012 году объявлен банкротом и распродан.
Дружковский фарфор за относительно недолгую историю, успел «обзавестись» только одним клеймом: