Содержание материала
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.
Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.
По стопам размеры делятся на:
- двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
- трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.
Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».
Ямб
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|
«Люблю грозу в начале мая,|U—|U—|U—|U—U|
Когда весенний первый гром…» |U—|U—|U—|U—|
Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.
Образы
Подробнее разберём образный ряд стихотворения «Узник». Лирический герой — человек бунтующего, вольного характера. Ему безумно тяжело даётся заточение. Герой привык к свободе, поэтому хочет сбежать из сырой темницы. Он представляет в своей голове идеальный первозданный пейзаж. Мир, к которому стремиться персонаж, красив и обширен, в нём нет рамок и ограничений. Несомненно, лирический субъект — романтический герой. Ему хочется верить, что он не один страдает от сложившейся ситуации. Персонаж наблюдает за орлом и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как нам кажется, «вымолвить хочет» гордая птица, на самом деле являются мыслями самого узника.
Образ орла тоже очень важен для понимания авторского замысла, ведь он помогает лучше понять чувства и переживания лирического субъекта. Существо, которое обычно символизирует силу и свободную стихию полёта, становится заложником людей. Птица вскормлена в неволе, поэтому она не может покинуть место, ставшее ей домом. Орёл одновременно похож на лирического героя стихотворения «Узник» и сильно от него отличается. С одной стороны, и человек, и его «грустный товарищ» становятся заложниками не по своей воле. Им обоим тяжело даётся отсутствие свободы. С другой же точки зрения, птица предоставлена самой себе, у неё есть возможность улететь, лирический субъект же — узник, находящийся за решеткой.
Направление и композиция стихотворения
“Узник” относится к лирическому жанру с элементами романтизма. Призывы к свободе, сравнение с орлом — признаки романтического начала. Написано произведение четырехстопным амфибрахием, с использованием мужской рифмы.Произведение состоит из 3 строф по 4 строки:- Первая строфа — рассказ узника, сравнение себя с орлом;
- Вторая строфа — угнетенное состояние героя начинает меняться, его окрылил орел;
- Третья строфа — решение лирического героя, что никто не сможет удержать его. Герой призывает всех людей объединиться, ради свободы на воле.
Основная идея
Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.
В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».
Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр
Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.