Как определить род глагола?

Род глаголов

Категорией рода обла­да­ют и гла­го­лы, но не все. Этот непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак воз­мо­жен у гла­го­лов в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или у гла­го­лов в фор­ме услов­но­го накло­не­ния, кото­рые по фор­ме схо­жи (хотел — хотел бы).

Научимся опре­де­лять род гла­го­ла. В при­ве­ден­ном выше при­ме­ре есть гла­гол «почер­не­ло». Зададим к нему вопрос:

небо (что сде­ла­ло?) почер­не­ло.

Этот вопрос помог нам понять, что дей­ствие уже совер­ши­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нём. Значит, это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, о чем нам под­ска­жет не толь­ко задан­ный вопрос, но и типич­ный фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- в мор­фем­ном соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва:

почерне-ть — почернело (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание).

Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы инфи­ни­ти­ва (неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла), кото­рую полу­чим, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • гово­рить — гово­рил;
  • про­чи­тать — про­чи­тал;
  • вытер­петь — вытер­пел;
  • при­ползти — при­полз (нуле­вой суф­фикс фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни), приползл-а, приползл-о.

Существительное «небо» обла­да­ет грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей сред­не­го рода. Оно согла­су­ет­ся в роде и чис­ле со ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода. Показателем сред­не­го рода дан­но­го гла­го­ла явля­ет­ся окон­ча­ние , как и у согла­су­ю­ще­го­ся с ним суще­стви­тель­но­го небо.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по родам, напри­мер:

  • почернеть —  снег почер­нел, зем­ля почер­нела, небо почер­нело.
  • Снег (что сде­лал?) почер­нел;
  • земля (что сде­ла­ла?) почер­нела;
  • небо (что сде­ла­ло?) почер­нело.

Как видим,  суще­стви­тель­ные и гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни согла­су­ют­ся в роде и чис­ле.

Вопросы что сде­лал? что сде­ла­ло? что сде­ла­ло? помо­гут уста­но­вить фор­му рода любо­го гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни. Запомним, что в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни (почер­не­ли) род не опре­де­ля­ет­ся, то есть сло­ва этой части речи изме­ня­ют­ся по родам толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • соста­вить — маль­чик соста­вил;
  • девоч­ка соста­вила;
  • объ­еди­не­ние соста­вило.

Сравнив родо­вые фор­мы одно­го и того же гла­го­ла, выяс­ним, что у слов этой части речи

  • в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни окон­ча­ние нуле­вое,
  • в фор­ме жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • в фор­ме сред­не­го рода — окон­ча­ние .

Вывод

Род гла­го­ла в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла помо­жет опре­де­лить родо­вое окон­ча­ние:

  • гла­гол муж­ской рода име­ет нуле­вое окон­ча­ние,
  • жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • сред­не­го рода — окон­ча­ние .

По сход­ной теме узна­ем, как опре­де­лить окон­ча­ние у гла­го­ла.

Предыдущая

Части речи «ЗависЕть» или «зависИть», как правильно пишется слово?

Следующая

Части речи Какая начальная форма глагола «просыпается»?

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела. Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал. Настоящее: (что делает?): рисует. Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует. В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил. Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи. Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы. В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти-ь возражать — возразить, реагировать — отреагироватьползи — приползти, расти — подрастистричь — постричь, жечь — сжечь

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Преобразование инфинитива
Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

Например:

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Советы

Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола: что делать? что сделать?

У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить род; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.

Теги