Что такое вид глагола и как определить, совершенный вид или несовершенный

Примеры глаголов двух видов

Совершенный вид Несовершенный вид
Прошедшее время

Что сделал? Что сделала? Что сделали? Дети услышали, как открылась дверь. Снег перестал, небо очистилось. Зачем ты рассказал ему о моём письме? Он обвил рукой мою шею. В комнату вошёл симпатичный молодой человек.

Что делал? Что делала? Что делали? Мы спрашивали дорогу, но всё равно заблудились. Женщины стояли рядом и смотрели в сторону моря. В последний раз ты называл меня этим именем много лет назад. Шехерезада выдумывала истории тысячу и одну ночь. Отец просил вас не открывать дверь, а вы ослушались. Мы стояли и вдыхали сладкий запах только что испечённого пирога. У причала зимовали лодки.

Настоящее время Не употребляется

Что делаю? Что делает? Что делаем? Что делаешь? Земля нас кормит. Бабушка любит котов. Чувства обладают жизненной силой. Куда это ты так торопишься? Холм отделяет нас от деревни. Сосульки сверкают на солнце. Охотник поджидает добычу, пригнувшись к земле. Ты радуешь меня, когда заходишь в комнату с улыбкой на лице. Свет струится из окна. Я хожу в школу каждый день.

Будущее время

Что сделаю? Что сделает? Что сделаем? Что сделают? Локомотив сыграет с Зенитом в среду. Я пришью пуговицу, как только куплю нитки. Мы поедем в Италию зимой. Она напишет рассказ о том, как провела лето. Они выключат свет, когда закончат игру. Я поговорю с ним, когда мы останемся вдвоём.

Что буду делать? Что будет делать? Что будем делать? Мы будем справлять Новый год в деревне. Я буду ходить к тебе в гости каждый день. Он будет приносить ей фиалки каждую среду. Мы будем обсуждать результаты диктанта после каникул. Когда я вырасту, я буду играть на виолончели.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обозначают

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его предел;
  2. неза­кон­чен­ность действия.

Например:

  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, ползти. 

Несовершенный вид глаголов

Этот класс означает незавершённый процесс, течение то ли условие, то есть результат без финала. Например: подписывать, писать, бежать и т.д.

Вид глагола носит в себе 3 принципа, на которых он базируется:

  • Устанавливает незавершённое действие.
  • Видоизменяется в 3 временных формах.
  • Отвечает на “Что делать? Что делает? Что будет делать? Что делали?” и т.п. вопросы

Глаголы данного вида указывают на процессы, которые уже были, есть и будут:

Маша вчера решала все уроки на завтра.

Мама печёт любимый бабушкин рулет.

Папа будет работать допоздна.

Вы можете убедиться сами, что для всех несовершенных глаголов — тип вопросов один.

Особенности, чем отличаются

Правило

Глаголы совершенного вида обозначают ограниченное во времени завершенное действие и отвечают на вопросы: что сделал (предмет)? что сделает (предмет)?

Глаголы несовершенного вида обозначают продолженное/длительное/растянутое во времени незавершенное действие и отвечают на вопросы: что делал (предмет)? что делает (предмет)? что будет делать (предмет)?

Глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени, т.к. завершенным действие может быть или в прошлом, или в будущем, в настоящем оно может быть только в процессе: (что делать?) завершаться.

Двувидовые глаголы

Их вид нельзя определить без контекста. Например: «(Что делать?) казнить каждый день по одному двоечнику», «(Что сделать?) казнить этого человека немедленно!».

Еще несколько примеров. Мы (что делаем) атакуем каждый день. Мы сегодня (что сделаем) атакуем противника. Ученым нравится (что делать?) исследовать прокариотов. Ученым нужно сначала (что сделать) исследовать этот объект. Я люблю (что делать?) телеграфировать. Мне надо срочно (что сделать) телеграфировать об этом на Бейкер-стрит.

Двувидовые глаголы могут также менять свой вид с помощью приставок: венчать – обвенчать, обещать – пообещать и пр.

Всё на сегодня, надеюсь, вы не устали. Лайкните статью, если понравилась.

Временные формы

Изучая категорию вида, нужно помнить, что глаголы НВ имеют все три формы времени: прошедшую, настоящую и будущую. Поэтому вопросы можно поставить следующие: «что делал?», «что делаю?» и «что буду делать?» Ответ: строил — строю — буду строить.

А вот слова СВ будут иметь только прошедшее и будущее время. И вопросы, соответственно, будут такие: «что сделал?» и «что сделаю?» Ответ: построил и построю.

Здесь нужно отметить, что форма будущего времени у глаголов СВ простая, то есть состоит из одного слова. А у слов НВ — составная, состоящая из двух слов.

А также СВ не может сочетаться со вспомогательными словами, такими как «начинать» и «продолжать», в то время как глаголы НВ отлично сочетаются вместе. Например: начинаю рисовать, продолжаю работать.

Форма прошедшего времени может изменяться по числам. Совершенный вид: побежал — побежали. Несовершенный: рисовал — рисовали.

Что такое вид глагола? Какие бывают виды глаголов

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое вид глагола, и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Летать, рису­ет, выби­ра­ли.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Вернуться, напи­шет, при­шли.

Второй способ — слово «буду»

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Два способа определения вида глагола

Как бы там ни было, для того, чтобы обозначить видовую принадлежность в грамматике есть два способа. Для большего понимания и разграничения между видами необходимо уметь пользоваться обоими.

Первый способ заключается в постановке правильного вопроса глаголу.

  • Глаголы совершенного вида откликаются на вопросы “что сделать? что сделает? что сделали?”
    • одеться, оденется, оделись
  • Глаголы несовершенного вида откликаются на “что делать? что делали? что делает?”
    • одеваться, одевались, одеваются

Второй способ подразумевает то, что ключевым словом является “ буду”.

  • К совершенному виду подставить слово “буду” нельзя!
    • буду одеться
  • А вот, к несовершенному виду —  абсолютно можно.
    • буду одеваться

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки: писать – подписать, сидеть – досидеть.
  • Отбрасыванием суффиксов: давать – дать, спасать – спасти.
  • Заменой суффиксов: удваивать – удвоить, решать – решить, прыгать – прыгнуть.
  • Заменой суффиксов и чередованием букв в корне: прощать – простить, засыхать – засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:

  • опоздать — опазды­вать;
  • стереть — стирать:
  • вздохнуть — вздыхать;
  • изложить — излагать;
  • утомить — утомлять;
  • защитить — защищать;
  • упросить — упрашивать.

Как образуются глаголы совершенного вида

От глаголов несовершенного вида. Разными способами:

  1. С помощью приставок: читать – прочитать, пить – выпить, гнуть – согнуть.
  2. Изменением суффиксов: толкАть – толкНУть, залИВАть – залИть, решАть – решИть.
  3. С помощью приставки и суффикса одновременно: кланяться – поклониться.
  4. Супплетивным способом. Это когда было одно слово, а стало вообще другое: говорить – сказать.
  5. Изменением места ударения: разрезАть – разрЕзать.

Про Ахматову

Когда вы перемещаете ударение в слове, оно может поменять свое значение. Например, у Ахматовой есть такая строчка в стихотворении: «Не рассОрили нас – рассорИли!» РассОрить – то есть сделать из друзей врагов, а рассорИть – имеется в виду «разметать по земле, поселить в городах, очень отдаленных друг от друга». Так что будьте осторожны.

Подробнее о словах такого рода можете прочитать в моей статье про омонимы.

Виды глаголов в русском языке

В русском языке существует два вида глаголов: несовершенный и совершенный вид глагола.

  • Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
  • Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).

Тренировочные упражнения

Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.

Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.

  • Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
  • Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
  • Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
  • Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
  • Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
  • Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
  • Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
  • Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).

Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.

Теги